ДНИТ

Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

«Дом науки и Техники»


400005 г. Волгоград, ул. им. Глазкова, д. 14,

Тел./факс (8442) 56-02-97

E-mail vdnit@yandex.ru, веб-сайт vdnit.ru

Статьи

 


01.08.2014

Что же такое опасный груз?

По ГОСТ 19433-88: «К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных». В более общем виде, опасный груз можно определить как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое  воздействие на людей, технику, сооружения и окружающую среду.

Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем перевозок, маршрут перевозок, технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные количественные и качественные сочетания между собой определяют ее уровень и степень.

Классифицировать транспортную опасность целесообразно по степени опасности, определяемой при выборе и оценке применяемых технологических процессов перевозки с точки зрения вероятности возникновения инцидента. Таким образом, определим степень транспортной опасности как величину математического ожидания ущерба, который может быть нанесен народному хозяйству в результате перевозки опасных грузов при фиксированных значениях параметров, от которых зависит вероятность инцидента. В настоящее время нет возможности, ввиду отсутствия необходимых статистических данных дать четкую количественную оценку различных классов транспортной опасности. Качественную степень опасности перевозимых грузов в зависимости от тяжести последствий  можно оценить в соответствии со следующей классификацией:

1. Гибель людей.

2. Тяжкие телесные повреждения и тяжелые формы заболевания, приводящие к инвалидности  людей. Разрушение технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды стойкими (плохо разлагающимися при обычных условиях) вредными веществами.

3. Телесные повреждения и заболевания средней тяжести, приводящие к временной потере трудоспособности на срок до 1 года без последующей инвалидности. Временный выход из строя технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды вредными веществами, разлагающимися  в течение 1 месяца.

4. Лёгкие телесные повреждения и заболевания людей с временной потерей трудоспособности. Повреждение технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды, устраняемое на месте инцидента  без привлечения специальных подразделений.

5. Инциденты, не влекущие за собой потерю трудоспособности людей, повреждение транспортных средств, сооружений, дорог и загрязнение окружающей среды.

На практике для определения транспортной опасности конкретных видов опасных грузов, перевозимых по определенным технологическим процессам, широко применяют экспертные оценки.

Как известно, к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

По характеру и способам переработки грузы, в т.ч. опасные, могут быть условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.

Наиболее массовыми считаются тарно-штучные грузы, насчитывающие более двенадцати тысяч наименований продукции промышленности и сельского хозяйства, перевозимой в крытых транспортных средствах и хранимой в крытых складах. Тара, в которой перевозятся тарно-штучные грузы, весьма разнообразна и может быть жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины) и мягкой (мешки, кули).

Отмечается быстрый рост контейнерных перевозок. Это обусловлено большим преимуществом их по сравнению с доставкой тарно-штучных грузов мелкими отправками в крытых транспортных средствах. Наряду с универсальными контейнерами широко применяются специальные контейнеры различных типов для перевозки цемента, минеральных удобрений и т.д.

Переработка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают пестициды, минеральные удобрения, вещества общепромышленного значения, осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погрузочно-разгрузочных механизмов.

Пестициды делятся на средства уничтожения сорной растительности (гербициды), вредных насекомых (инсектициды), круглых червей (нематоциды), грызунов (зооциды), моллюсков и слизней (лимациды), возбудителей грибковых болезней (фуктициды), бактерий (бактерициды). 

К пестицидам относятся также средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высушивания (дессиканты) растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), регуляторы роста и развития растений (гиберремины), отпугивающие вещества (репелленты).

По химическому строению ядохимикаты делятся на хлорорганические, фосфорорганические, элементоорганические (ртутьорганические, мышьяксодержащие, медьсодержащие и т.п.).

Большинство ядохимикатов перевозится в затаренном виде (в мешках, контейнерах, барабанах), что имеет важное гигиеническое значение, так как практически устраняется контакт рабочих с пестицидами.

Значительный объем перевозимых сыпучих химических грузов составляют минеральные удобрения. Они делятся на фосфорные, азотные, калийные и микроудобрения. 

Примерами фосфорных удобрений являются суперфосфат, преципитат, томасшлак, фосфоритная мука; азотных - селитры (аммиачная, натриевая, калиевая, кальциевая), сульфат аммония, аммиачная вода, карбамид; калийных - хлористый калий, сильвинит, каннит, калийные соли кислот; микроудобрений - удобрения бор-, медь-, марганец-, цинк-, молибденсодержащие.

Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые удобрения (азотные, микроудобрения), выпускаемые промышленностью в виде гранул, чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.

Значителен перечень грузов общепромышленного назначения: сыпучие строительные материалы, такие как алебастр, асбест, известь, мел, цемент и т.п.

Особое место среди перевозимых грузов занимают опасные грузы, опасные свойства которых давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования.

 


Возврат к списку

  

Получить консультацию по прохождению обучения можно по тел: 8-8442-56-02-95, 56-02-96, 56-02-93, 56-02-94 или отправить on-line заявку -  на электронную почту vdnit@yandex.ru